Загадки природы
Программа занятий
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности в среду -16.30, общее количество занятий -36, продолжительность 10 -15 мин.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы кружка обращается особое внимание на следующие основные направления.:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Перспективный план работы кружка
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
|
Сентябрь |
«Цветы на участке осенью» |
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь |
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
|
2 неделя |
«Осень-припасиха» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. |
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..» |
|
3неделя. |
Что нас лечит от простуды |
Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. |
Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
|
4неделя |
«Доброе, хорошее солнце» |
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. |
Экспериментирование: «Ладошки» |
|
Октябрь |
«Расскажи Бобику о комнатных растениях» |
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок |
Игра «Найди растение», физкультминутка «Цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Бобик?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
|
2 неделя |
«Осеннее дерево» |
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
|
3неделя |
«Домашние животные» |
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
Беседа, дид.игра »Кто что любит», игры за столами с игрушками (домашние животные) |
|
4неделя |
«Дождик, дождик.. |
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. |
Пальчиковая игра «Дождик» |
|
Ноябрь |
«Воробушек» |
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
|
2 неделя |
«Синичкин праздник – 12 ноября» |
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
|
3 неделя |
«Дикие звери зимой» |
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»- дид.игра. |
|
4 неделя. |
«Снежинка» |
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
|
Декабрь |
Ёлочка-зелёная иголочка |
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. |
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
|
2неделя |
«Плыли по небу тучки» |
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. |
Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
|
3 неделя |
«Снежный хоровод» |
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
|
4 неделя |
«Зимняя красавица - ель» |
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, |
Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
|
Январь |
«Наблюдение за снегом и льдом» |
Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» |
|
2 неделя |
«Жизнь птиц зимой» |
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
|
3 неделя |
«Мороз – удивительный художник» |
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
|
Февраль |
«Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
Беседа с элементами труда, экспериментирование |
|
2 неделя |
«Дикие животные в лесу зимой» |
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. |
Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы зайчики, мы белые…», игра «Чья тень» |
|
3 неделя |
«Лаборатория добрых дел» |
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей |
Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
|
4 неделя |
«Наблюдение за сезонными изменениями» |
формировать представления об изменениях в природе; |
Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» - настольная игра |
|
Март |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» |
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
Чтение стихотворения «Март» С. Маршак, «Весна идёт» А. Барто, д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
|
2 неделя |
«Наши четвероногие друзья – собака» |
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. |
Наблюдение, подвижные игры, «Собери картинку» д/и, сравнение кошки и собаки. |
|
3 неделя |
«Забота о здоровье» |
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; |
Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
|
4 неделя |
«Первые цветы в природе» |
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. |
Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, д/и «Собери цветок из частей» |
|
Апрель |
«Божья коровка» |
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
|
2 неделя |
«Жучки» |
Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. |
Загадывание загадок, д/и «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
|
3 неделя |
«Пернатые гости» |
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
Беседа, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
|
4 неделя |
«Волшебница весна» |
Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
Беседа, художественное слово, аппликация «Полянка цветов» |
|
Май |
«Солнышко на травке» |
Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
Чтение стихов, продуктивная деятельность «Ромашка», экспериментирование «Тепло – холодно». |
|
2 неделя |
«Что такое облака, дождь, гроза?» |
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
Наблюдение, |
|
3 неделя |
«Песочные фантазии» |
Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
Пальчиковая гимнастика, игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
|
4 неделя |
Экологическая тропа |
Развивать умение наблюдать |
Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра «Раз, два, три к дереву беги» |
Воспитанник должен |
|
ЗНАТЬ |
Правила поведения в природе. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. |
О перелётных птицах. |
УМЕТЬ |
Выполнять правила поведения на природе. |
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе
6.Имеет представления о явлениях природы, об их свойствах, значении
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»