Финансовая грамотность
Программа занятий
Программа кружка «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения.
Джеймс Дьюзенберри,
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Дополнительная образовательная программа «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников» разработана на основе банка лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: автор – составитель С.Н. Голикова, Т.А. Чернобай.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО» (далее программа)
Программа разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ)
- Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». "Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Цели реализации программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Срок реализации «Программы» – 2 года.
- 1 год обучения – 36 занятий – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
- 2 год обучения – 36 занятий включает разделы: «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет»,
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
Планируемые результаты освоения программы
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:
- регулировать потребности в соответствии с возможностями,
- выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
- понимать значимость труда,
- выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
- разумно расходовать деньги,
- понимать необходимость экономии семейного бюджета.
Формы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно- исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого- педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом |
Формы взаимодействия |
Периодичность сотрудничества |
Единое образовательное пространство |
Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки; педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки |
В течение года |
Широкое информационное поле |
Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий |
Не реже 1 раза в месяц |
Создание условий |
Помощь в создании предметно- развивающей среды |
По мере необходимости |
Наблюдение и контроль |
Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта |
В течение года |
Описание материально-технического обеспечения Программы.
Технические средства обучения |
ноутбук – 1шт; колонки 1 шт Принтер 1 шт. Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки) |
Учебно-методические пособия |
Игрушки Дидактические игры Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации Костюмы Мультфильмы Художественная литература Пособия для родителей Папки-передвижки Консультации |
Раздаточный материал |
Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги |
Литература
- Артемова Е.В., Голикова С.Н., Тишина Т.Н., Чернобай Т.А. Формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – Омск. БОУ ДПО «ИРООО»,2020
- Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А.Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с., С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.
- Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
- Голикова С.Н., Чернобай Т.А. Банк лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – Омск. БОУ ДПО «ИРООО»,2021
- Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.
- Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.
- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
- Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
Интернет-ресурсы
-
- http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
- http://www.nsportal.ru/
- http://www.festival.1september.ru/
- http://www.poskladam.ru/
- http://www.detsadmickeymouse.ru
- http://www.maam.ru
- http://www.indigo-mir.ru
- http://www.usovi.ru/
- http://www.youtube.com
- http://www.youtube.com
- http://www.dutsadok.com.ua
- http://www.paramult.ru/kp
- http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi- scenka_pro_programmista.html
Приложение № 1
Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками
Изучаемые понятия (темы) |
Перечень произведений детской художественной литературы с экономическим содержанием |
Перечень мультфильмов |
Потребности |
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Телефон»; русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский «Телефон» |
«Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»; «Кошкин дом»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Цветик-семицветик»; «Телефон»; «Малыш и Карлсон»; «Ох и Ах идут в поход» |
Товар |
К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»; Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал» |
«Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»; «Муха-цокотуха»; «Аленький цветочек»; «Как старик корову продавал» |
Бартер, обмен |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
«Петушок и бобовое зернышко» |
Деньги |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета»; |
«Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия «Безналичные деньги»; «Приключения Буратино» |
Труд |
В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. В. Михалков «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу?» |
«Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»; «Доктор Айболит»; «Самый главный»; «Незнайка учится»; «Рекс-спасатель»; |
«Барбоскины» («В эфире новости»); «Барбоскины» («По закону»); «Будни аэропорта» |
||
Банк |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» |
«Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке» |
Реклама |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; братья Гримм «Три счастливца» |
«Как старик корову продавал» |
Семейный бюджет |
Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино» |
«Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Каникулы в Простоквашино» |
Приложение № 2.
Психологическая гимнастика
Упражнение «Отражение в воде» Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Работа в парах.
Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:
- скорчить страшную рожицу,
- замахнуться палкой,
- помахать рукой,
- приветливо улыбнулся и др. Вопросы после выполнения упражнения:
- Что вы чувствовали?
- Было ли вам приятно? И т. д.
Упражнения на имитацию
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.
- Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
- кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
- лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
- медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
- дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
- солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. д.
- Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
- О, горе мне, горе…
- Ах, какой счастливый день…
- Бедная я, несчастная…
- Ура! Я еду на море… и др.
Ролевая гимнастика
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.
-
- Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
- Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
- Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
- Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
- Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.
Упражнение «Волшебное озеро»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнуться ему.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»