Финансовая грамотность

Программа занятий

Программа кружка «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения.

Джеймс Дьюзенберри,                   

Пояснительная записка

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Дополнительная образовательная программа «Формирование предпосылок финансовой грамотности у  дошкольников» разработана на основе банка лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: автор – составитель С.Н. Голикова, Т.А. Чернобай.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО» (далее программа)

Программа разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ)
  • Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». "Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Цели реализации программы:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Задачи реализации программы:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • трудиться, работать и зарабатывать;
  • деньги, доходы;
  • покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • откладывать, копить, сберегать;
  • одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Срок реализации «Программы» – 2 года.

  • 1 год обучения – 36 занятий – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
  • 2 год обучения – 36 занятий включает разделы: «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет»,

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.

Планируемые результаты освоения программы
 

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:

  • регулировать потребности в соответствии с возможностями,
  • выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
  • понимать значимость труда,
  • выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
  • разумно расходовать деньги,
  • понимать необходимость экономии семейного бюджета.

Формы образовательной деятельности

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Занятия-исследования один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно- исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого- педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

Взаимодействие с семьями дошкольников и

социумом

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

Единое образовательное пространство

Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки;

педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы.

Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной

деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки

В течение года

Широкое информационное поле

Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды,

выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании предметно-

развивающей среды

По мере

необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные

беседы, родительская почта

В течение года

Описание материально-технического обеспечения Программы.

Технические средства обучения

ноутбук – 1шт; колонки 1 шт

Принтер 1 шт.

Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки)

Учебно-методические пособия

Игрушки

Дидактические игры

Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации

Костюмы Мультфильмы

Художественная литература Пособия для родителей

Папки-передвижки Консультации

Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,

рисования, конструирования, игрушечные деньги

Литература

  1. Артемова Е.В., Голикова С.Н., Тишина Т.Н., Чернобай Т.А. Формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – Омск. БОУ ДПО «ИРООО»,2020
  2. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А.Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
  3. Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с., С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.
  4. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
  5. Голикова С.Н., Чернобай Т.А. Банк лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников – Омск. БОУ ДПО «ИРООО»,2021
  6. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.
  7. Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.
  8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
  9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.

Интернет-ресурсы

    1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
    2. http://www.nsportal.ru/
    3. http://www.festival.1september.ru/
    4. http://www.poskladam.ru/
    5. http://www.detsadmickeymouse.ru
    6. http://www.maam.ru
    7. http://www.indigo-mir.ru
    8. http://www.usovi.ru/
    9. http://www.youtube.com
    10. http://www.youtube.com
    11. http://www.dutsadok.com.ua
    12. http://www.paramult.ru/kp
    13. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi- scenka_pro_programmista.html

Приложение № 1

Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками

Изучаемые понятия (темы)

Перечень произведений детской художественной литературы с

экономическим содержанием

Перечень мультфильмов

Потребности

С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Телефон»;

русские народные сказки:

«Жадная старуха», «Как коза избушку построила;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский

«Телефон»

«Уроки тетушки Совы», 7 серия

«Потребности и возможности»;

«Кошкин дом»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Цветик-семицветик»;

«Телефон»;

«Малыш и Карлсон»;

«Ох и Ах идут в поход»

Товар

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

«Уроки тетушки Совы», 2 серия

«Ценные вещи»;

«Муха-цокотуха»;

«Аленький цветочек»;

«Как старик корову продавал»

Бартер, обмен

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;

братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

«Петушок и бобовое зернышко»

Деньги

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»;

Г.-Х. Андерсен «Огниво»,

«Серебряная монета»;

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия

«Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия

«Безналичные деньги»;

«Приключения Буратино»

Труд

В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?»,

«Как печатали вашу книгу?»

«Уроки тетушки Совы», 6 серия

«Работа и зарплата»;

«Доктор Айболит»;

«Самый главный»;

«Незнайка учится»;

«Рекс-спасатель»;

«Барбоскины» («В эфире новости»);

«Барбоскины» («По закону»);

«Будни аэропорта»

Банк

Э. Н. Успенский «Бизнес

крокодила Гены»

«Уроки тетушки Совы», 10 серия

«О банке»

Реклама

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

братья Гримм «Три счастливца»

«Как старик корову продавал»

Семейный бюджет

Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия

«Семейный бюджет»; 4 серия

«Карманные деньги»; 5 серия

«Умение экономить»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Каникулы в Простоквашино»

Приложение № 2.

Психологическая гимнастика

Упражнение «Отражение в воде» Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

Работа в парах.

Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:

  • скорчить страшную рожицу,
  • замахнуться палкой,
  • помахать рукой,
  • приветливо улыбнулся и др. Вопросы после выполнения упражнения:
    • Что вы чувствовали?
    • Было ли вам приятно? И т. д.

Упражнения на имитацию

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.

  1. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
    • кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
    • лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
    • медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
    • дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
    • солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. д.
  2. Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
    • О, горе мне, горе…
    • Ах, какой счастливый день…
    • Бедная я, несчастная…
    • Ура! Я еду на море… и др.

Ролевая гимнастика

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.

    • Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
    • Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
    • Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
    • Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
    • Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.

Упражнение «Волшебное озеро»

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнуться ему.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie