Финансовая грамотность

Программа занятий

Программа кружка «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Цели реализации программы:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи реализации программы:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • трудиться, работать и зарабатывать;
  • деньги, доходы;
  • покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • откладывать, копить, сберегать;
  • одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Взаимодействие с семьями дошкольников и

социумом

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

Единое образовательное пространство

Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки;

педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы.

Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной

деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки

В течение года

Широкое информационное поле

Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды,

выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании предметно-

развивающей среды

По мере

необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные

беседы, родительская почта

В течение года

Описание материально-технического обеспечения Программы.

Технические средства обучения

ноутбук – 1шт; колонки 1 шт

Принтер 1 шт.

Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки)

Учебно-методические пособия

Игрушки

Дидактические игры

Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации

Костюмы Мультфильмы

Художественная литература Пособия для родителей

Папки-передвижки Консультации

Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,

рисования, конструирования, игрушечные деньги

Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками

Изучаемые понятия (темы)

Перечень произведений детской художественной литературы с

экономическим содержанием

Перечень мультфильмов

Потребности

С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Телефон»;

русские народные сказки:

«Жадная старуха», «Как коза избушку построила;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский

«Телефон»

«Уроки тетушки Совы», 7 серия

«Потребности и возможности»;

«Кошкин дом»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Цветик-семицветик»;

«Телефон»;

«Малыш и Карлсон»;

«Ох и Ах идут в поход»

Товар

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

«Уроки тетушки Совы», 2 серия

«Ценные вещи»;

«Муха-цокотуха»;

«Аленький цветочек»;

«Как старик корову продавал»

Бартер, обмен

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;

братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

«Петушок и бобовое зернышко»

Деньги

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»;

Г.-Х. Андерсен «Огниво»,

«Серебряная монета»;

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия

«Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия

«Безналичные деньги»;

«Приключения Буратино»

Труд

В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?»,

«Как печатали вашу книгу?»

«Уроки тетушки Совы», 6 серия

«Работа и зарплата»;

«Доктор Айболит»;

«Самый главный»;

«Незнайка учится»;

«Рекс-спасатель»;

«Барбоскины» («В эфире новости»);

«Барбоскины» («По закону»);

«Будни аэропорта»

Банк

Э. Н. Успенский «Бизнес

крокодила Гены»

«Уроки тетушки Совы», 10 серия

«О банке»

Реклама

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

братья Гримм «Три счастливца»

«Как старик корову продавал»

Семейный бюджет

Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия

«Семейный бюджет»; 4 серия

«Карманные деньги»; 5 серия

«Умение экономить»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Каникулы в Простоквашино»

Психологическая гимнастика

Упражнение «Отражение в воде» Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

Работа в парах.

Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:

  • скорчить страшную рожицу,
  • замахнуться палкой,
  • помахать рукой,
  • приветливо улыбнулся и др. Вопросы после выполнения упражнения:
    • Что вы чувствовали?
    • Было ли вам приятно? И т. д.

Упражнения на имитацию

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.

  1. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
    • кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
    • лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
    • медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
    • дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
    • солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. д.
  2. Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
    • О, горе мне, горе…
    • Ах, какой счастливый день…
    • Бедная я, несчастная…
    • Ура! Я еду на море… и др.

Ролевая гимнастика

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.

    • Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
    • Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
    • Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
    • Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
    • Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.

Упражнение «Волшебное озеро»

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнуться ему.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie