Финансовая грамотность
Программа занятий
Программа кружка «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
Цели реализации программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом |
Формы взаимодействия |
Периодичность сотрудничества |
Единое образовательное пространство |
Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки; педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки |
В течение года |
Широкое информационное поле |
Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий |
Не реже 1 раза в месяц |
Создание условий |
Помощь в создании предметно- развивающей среды |
По мере необходимости |
Наблюдение и контроль |
Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта |
В течение года |
Описание материально-технического обеспечения Программы.
Технические средства обучения |
ноутбук – 1шт; колонки 1 шт Принтер 1 шт. Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки) |
Учебно-методические пособия |
Игрушки Дидактические игры Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации Костюмы Мультфильмы Художественная литература Пособия для родителей Папки-передвижки Консультации |
Раздаточный материал |
Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги |
Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками
Изучаемые понятия (темы) |
Перечень произведений детской художественной литературы с экономическим содержанием |
Перечень мультфильмов |
Потребности |
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Телефон»; русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский «Телефон» |
«Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»; «Кошкин дом»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Цветик-семицветик»; «Телефон»; «Малыш и Карлсон»; «Ох и Ах идут в поход» |
Товар |
К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»; Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал» |
«Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»; «Муха-цокотуха»; «Аленький цветочек»; «Как старик корову продавал» |
Бартер, обмен |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
«Петушок и бобовое зернышко» |
Деньги |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета»; |
«Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия «Безналичные деньги»; «Приключения Буратино» |
Труд |
В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. В. Михалков «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу?» |
«Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»; «Доктор Айболит»; «Самый главный»; «Незнайка учится»; «Рекс-спасатель»; |
«Барбоскины» («В эфире новости»); «Барбоскины» («По закону»); «Будни аэропорта» |
||
Банк |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» |
«Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке» |
Реклама |
Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; братья Гримм «Три счастливца» |
«Как старик корову продавал» |
Семейный бюджет |
Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино» |
«Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Каникулы в Простоквашино» |
Психологическая гимнастика
Упражнение «Отражение в воде» Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Работа в парах.
Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:
- скорчить страшную рожицу,
- замахнуться палкой,
- помахать рукой,
- приветливо улыбнулся и др. Вопросы после выполнения упражнения:
- Что вы чувствовали?
- Было ли вам приятно? И т. д.
Упражнения на имитацию
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.
- Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
- кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
- лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
- медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
- дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
- солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. д.
- Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
- О, горе мне, горе…
- Ах, какой счастливый день…
- Бедная я, несчастная…
- Ура! Я еду на море… и др.
Ролевая гимнастика
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.
-
- Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
- Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
- Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
- Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
- Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.
Упражнение «Волшебное озеро»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнуться ему.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»